Видеокамера для пейнтбола
Очень многие пейнтболисты в своё время загораются идеей запечатлеть на видео свои геройства. Я безусловно из их числа. На проработку данного вопроса я потратил некоторое время и к настящему моменту уже обладаю некоторой теоретический и практической базой, чем и спешу с вами поделиться.
Давайте сразу определимся, что в данной статье мы будем говорить только о камерах, которые может носить с собой на поле сам игрок. Отдельный видеооператор - это очень здорово, но (как показывает практика) его никогда нет рядом во время вашего "звёздного" момента. Вдобавок со стороны весьма затруднительно одновремено поймать в кадр и игрока и его оппонента. Впрочем, закрепив камеру на маркере, не обольщайтесь: вы удалите 95% отснятого видео (и будете удалять в дальнейшем). Вам и самому будет неинтересно смотреть запись постоянно мельтешащих укрытий с редкими, как жемчуг в молюсках, перебежками противников. Хорошее пейнтбольное видео снимается на несколько статичных камер и одну-две камеры на игроках, а потом самые "сочные" моменты монтируются вместе.
Снимать себя самому можно закрепив камеру на голове или на маркере. Оба варианта имеют свом плюсы и минусы. На голове камеру можно закрепить либо сверху по центру (на специальных ремнях, идущих в комплекте с некоторыми моделями камер), либо сбоку на маске. В первом варианте бОльшую часть времени в кадре вы будете видеть свой лоадер, так как он находится как раз перед камерой. Можно научиться держать его немного вбок, но далеко не всем такой способ подойдёт. Вбодавок, закрепив камеру на голове, вы не контролируете то, как она может торчать из-за укрытия и, как следствие, не контролируете попадания в неё. С другой стороны, если вы научились не совать лоадер в кадр, видео снятые с головы могут быть просто отменными.
Крепить камеру сбоку маски сложнее технически: далеко не все камеры имеют крепления сбоку (либо поворотные крепления). Следует учитывает ещё и такой момент: допустим вы закрепили камеру на маску слева, выходя во время игры из-за укрытия слева, вы первым делом выставляете именно камеру, а уходя назад за укрытие не факт, что камера не остаётся торчать (особенно если движения снэппинга уже годами отработаны вами). В любом случае, вся ваша перестрелка будет на видео. А теперь представьте всё то же самое, но камера закреплена уже с правой стороны маски... Да, в кадре почти всё время будет укрытие.
Самый популярный способ крепления камеры - на стволе маркера и это оправданно. В таком случае она не выступает сбоку, а противник всегда попадает в кадр во время перестрелок. Сверху или снизу крепить камеру решайте сами, главное чтобы она не мешала вашему хвату. И ещё один момент: если вы играете в лесу (у спортсменов обычно такой пробемы нет), то скорее всего вы бегаете опустив ствол вниз. Если вы хотите, чтобы отснятое видео впоследствии было понятно не только вам, придётся переучиваться и бегать, держа маркер стволом вперёд, чтобы игровое действо попадало в кадр.
Независимо от того, какой способ крепления вы избрали, вам понадобится специализированная камера (не столько из-за крепления, сколько из-за того, что иногда вы будете получать в неё попадания), но выбор конкретной модели может зависеть от способа крепления. Есть как специализированные пейнтбольные камеры, так и универсальные action-камеры, предназначенные для экстремального спорта. Лично мне известно лишь две модели специальных пейнтбольных видеокамер, причём в обоих случаях это обычные action-камеры, продаваемые под пейнтбольным брендом со специальными креплениями на ствол в комплекте. Первая из них RAP4 Land Warrior - изрядно устаревшая камера от Oregon Sciencific, продаваемая по ощутимо завышенной цене. Снимает отвратительно. Вторая камера Greg Hastings Replay R7 - пейнтбольный вариант камеры R7 Replay XD 1080. Подробнее о ней мы поговорим чуть позже.
RAP4 Land Warrior
Купив универсальную action-камеру, вам возможно придётся немного "покустарничать", закрепляя её на маркере или маске, но, с другой стороны, использование такой камеры не ограничено одним лишь пейнтболом, о чём вы скорее всего вспомните в отпуске. Познакомимся с некоторыми моделями таких камер, начиная с более дешёвых.
Китай - двигатель бюджетной электроники. Фирма Chinavasion имеет целую линейку относительно недорогих камер. Я достаточно долго использовал их модель Chinavasion CVLS-DV30, являющуюся бюджетным клоном камеры Oregon Sciencific ATC3K. Кстати сама Oregon Sciencific, некогда будучи первопроходцем action-камер, сейчас практически свернула эту линейку. Вернёмся к "китайцу". CVLS-DV30 разочаровала меня крайне быстро. И дело тут не в скверненьком качестве съёмки в разрешении всего 640x480, и не в неубираемой дате в углу экрана, которая постоянно сбрасывается "в нули". Всё дело в просто адской прожорливости в плане батареек, постоянных самопроизвольных выключениях без видимых причин. Впрочем, есть у неё и одно достоинство, которого лишено половина дорогих и качественных камер: крепление камеры вращается вдоль продольной оси. Таким образом её можно установить и на стволе, и под стволом и с любой стороны и под любым углом вообще.
Chinavasion CVLS-DV30
Так же целую линейку камер для экстремального спорта предлагает немецкая фирма Rollei. Многие магазины сейчас продают их наиболее дешёвую (порядка €80-90), но и уже устаревшую модель Rollei Action Cam 100. Интересная HD-камера, с богатым количеством настроек и парой действительно интересных возможностей, но с весьма посредственным качеством съёмки.
Rollei Action Cam 100
Достаточно известны в пейнтбольных кругах камеры от Contour, хотя некоторые (в том числе и я) считают их слишком большими. Сейчас компания выпускает 2 модели: бюджетную Contour ROAM и топовую Contour+2. Первая выдаёт хорошую HD-картинку при цене порядка €150-170. Contour+2 стои почти в 2,5 раза дороже, но там уже "полный фарш", включая GPS-приёмник выставляющий метку о месте съёмки для каждого ролика или фото.
Contour ROAM
Интересными выглядят камеры Drift HD и Drift HD720 от Drift Innovation, при условии, что они самые громоздкие. Drift HD стоит в Европе около €200 и снимает хорошо. От конкурентов её отличает наличие полуторадюймового цветного LCD-экрана и возможность подключить дополнительный внешний аккумалятор.
Drift Innovation Drift HD
GoPro HERO2 является безусловным лидером по популярности, что совершенно оправдано. Это качественный и проверенный временем (модели HERO2 предшествовала не менее успешная HERO) продукт с "туманного альбиона". Не радует только цена камеры: комплект от официального представителя у нас в Эстонии стоит €349. Сумма может существенно возрасти, если вам понадобится какое-нибудь специфическое крепление, дополнительный аккумулятор или WiFi-модуль. Повторюсь, если цена вас не пугает - это отличная камера.
GoPro HERO2
R7 Replay XD 1080 (как писалось выше, она же Greg Hastings Replay R7) - один из наиболее новых представителей на рынке. В плане крепления на маркер это идеальная камера. Она единственная имеет специальное крепление, причём не на "рельсу", а на ножку фидера или ствол. Именно поэтому многие профессиональные пейнтболисты-спортсмены используют именно её. Камера имеет большое количество настроек, с которыми разберётся любой, кто настраивал плату на маркере (такая же индикация разных режимов разноцветными светодиодами), и раздельные кнопки начала и завершения съёмки (очень удобно, чтоб не перепутать "по запаре"). Стоит это чудо "у них" $300, значит у нас €270-300 с доставкой и растаможкой. Если финансы позволяют - пожалуй, лучший вариант.
R7 Replay XD 1080
Совсем недавно на рынок универсальных action-камер вышла и компания Liquid Image, ранее выпускавшая лыжние очки и маски для подводного плавания со встроенными камерами. В августе поступила в продажу их новая камера EGO, которая при цене в Европе порядка €200, вполне может составить конкуренцию более дорогой GoPro. Среди особенностей камеры стоит отметить WiFi и возможность подключения камеры к мобильному телефону для настройки или просто трансляции снимаемого видео. Подробнее об этой камере вы сможете узнать в нашем обзоре, который появится в ближайшее время.
Liquid Image EGO
Вероятно ваш выбор камеры уже более-менее сформировался. Перед тем, как принять окончательное решение, учтите то, что некачественно снимающая камера совсем небудет вас радовать и, скорее всего, быстро начнёт покрываться пылью на полке. С другой стороны, все дорогие камеры выдают качественную картинку, имеют богатый выбор настроек и, как правило, их можно использовать вне пейнтбола на отдыхе или в отпуске. Удачных съёмок.
P.S.
Уже после написания этой статьи, компания Polaroid анонсировала линейку из трёх action-камер: XS7, XS20 и XS100. Стоят они совсем недорого ($70, $100, и $200 соответственно), учитывая, что Polaroid XS20 является клоном Rollei Action Cam 100, вряд ли стоит ждать от них качественной картинки.
Polaroid XS20
Знатно накомментили:
http://paintball.newkamikaze.com/post/123
У Sony оказывается тоже есть весьма интересная action-камера с WiFi-модулем и отличным стабилизатором картинки. Модель называется Sony HDR-AS15, а официальная цена составляет $270