Маяки острова Хийумаа - часть 3
Tahkuna |
---|
КатегорияДействующие маяки |
Год постройки нынешней башни1875 |
Высота маяка (м)45 |
Высота фонаря над уровнем моря (м)47 |
Больше информации |
Третий маяк "большой тройки" Хийумаа - Тахкуна (Tahkuna). Его величественную башню видно издалека: высокая, белая, геометрически правильная. Герцог среди маяков! Как я уже писал, он был заказан в 1871 году на заводе Гюстава Эйфеля вместе с маяком Ристна и их перепутали. В 1873 году на месте строительства начали подготавливать гранитный фундамент. Через год прибыли детали башни и уже 24 июля 1875 году маяк начал работу. По конструкции это круглая чугунная башня, сужающаяся к верху. Она состоит из 15 чугунных тюбингов-поясов, каждый из которых собран из 16 щитов толщиной 40 мм, соединенных болтами. Щиты имеют особую конструкцию краёв, препятствующую проникновению влаги внутрь башни, отсюда характерный "плиточный" вид маяка снаружи. По центру башни расположена чугунная труба диаметром 30 см, идущая от основания до вершины и связанная с корпусом башни металлическими перекрытиями, создающими восемь этажей. По внутренней стенке башни идёт винтовая лестница из 208 ступенек, причём, их ширина уменьшается от этажа к этажу. В башне 32 иллюминатора с бронзовыми рамами. Общая высота маяка – 42,6 метра и на тот момент это была самая высокая конструкция из чугуна в Эстонии. Диаметр у основания – 9 метров, сверху – 4 метра. Вес башни около 290 тонн. Наверху башни в фонарном помещении был установлен светооптический аппарат Френеля 1 разряда. Первоначально маяк освещался лампой Функа, в которой масло не замерзало даже в сильные морозы. Такая лампа была применена на этом маяке впервые в России. С 1879 года в качестве горючего материала вместо масла стали использовать петролеум. Маяк Тахфри (именно так он тогда назывался) был на момент окончания строительства одним из самых современных в Европе по техническому оснащению и красивейшим по архитектурному исполнению.
Во время Первой мировой войны он оказался в районе боевых действий за Моонзундский архипелаг. В 1915 году у мыса Тахкуна Балтийским флотом России было выставлено минное заграждение, а вблизи маяка установлена батарея 305-мм орудий, а на маяке был размещен пост наблюдения и связи. В октябре 1917 года германские войска захватили остров Даго (Хийумаа). В ходе упорных боев маяк неоднократно подвергался артобстрелам, но прочная башня маяка уцелела, а вот фонарное сооружение и светооптический аппарат были повреждены. В 1920 году было установлено новое световое оборудование, заказанное в Англии.
С началом Великой Отечественной войны маяк был превращен в форпост: на нем находился командный пункт 2-й отдельной роты воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС) штатного подразделения Береговой обороны Балтийского района Краснознамённого Балтийского флота (БОБР КБФ). Отсюда осуществлялось управление войсками, защищавшими Моонзундские острова. Маяк оставался непокоренной территорией до 22 октября 1941 года. Последний бой у маяка вели всего пять моряков. Последним в живых оставался начальник поста Николай Чиж. Он отстреливаясь до последнего патрона, затем поднялся на башню и бросился вниз, не желая сдаваться в плен. По обороне Моонзунда написано немало книг и этот подвиг фигурирует там тоже. Вот как он описан в художественном романе "Война погасила маяки" Ю.И. Чернова:
Юрий Иванович Чернов - "Война погасила маяки"
Он стрелял по наступающим до боли в плече. А когда цепь автоматчиков приблизилась метров на двести к маяку, балтиец нащупал в цинковой коробке последнюю обойму. Нет, он не дастся врагу в руки. Расстреляв последние патроны, моряк выскочил из полуразрушенного дзота, но тут же близкий разрыв мины чуть не сбил его с ног. Взвизгнули осколки, ожгло левую руку у локтя. Вскинув на плечо винтовку, правой рукой он зажал рану и побежал к постройкам на берегу. В глаза бросилась раскрытая тяжелая дверь маяка. Спасительный полумрак огромного сооружения обещал укрытие.
Поднявшись по каменным ступеням, он вбежал в маяк, с трудом захлопнув за собой массивную металлическую дверь, задвинул засов. Другого выхода не оставалось, плыть он не мог, патроны кончились. В кармане уцелела единственная граната. Несколько вражеских солдат забарабанили в закрытую дверь. Маяк недовольно и глухо загудел от ударов.
Все выше и выше поднимался балтиец по винтовой чугунной лестнице. Еще виток, и еще один. Подкашивались ноги, кружилась голова. Казалось, тяжелая маячная башня с каждым поворотом лестницы раскачивается все сильнее. Привалившись к перилам, полою бушлата он вытер вспотевшее лицо. А внизу удары в дверь все настойчивей и сильней.
Выше трап становится уже и круче. В башне полумрак. Свет проникает лишь в продолговатые окна, похожие на бойницы. Вот и последние ступени, площадка, с которой дверь ведет на балкон, что опоясывает голову башни. Выше холодно и строго поблескивают линзы маячного аппарата.
Ударом ноги матрос распахнул дверь. Заметил: внизу, сквозь отверстия ажурной чугунной решетки виднелись вражеские солдаты. Тяжелым бревном они старались выбить дверь.
Внутри маяка от фонарного сооружения и до основания в площадках были врезаны отверстия для подъема грузов. Решение созрело мгновенно.
Балтиец вставил в гранату запал. Вместе со скрежетом сорванной с петель двери на темную нижнюю площадку маяка ворвался дневной свет. Моряк подождал, пока войдет побольше гитлеровцев, и, встряхнув гранату, бросил ее вниз. Взрыв, необычно громкий, как в пустой бочке, оглушил его. По крикам и стонам снизу он понял: последняя граната потрачена не зря. И все-таки несколько пар ног громыхали по ступеням, поднимаясь к нему.
Балтиец вышел на площадку, приблизился к перилам. Маяк словно парил над каменистой косой. Катила стальные воды Балтика. Виднелись катера, уходившие на север. За домом маячника тянулись ввысь ели. Сверху их зеленые пушистые конусы казались упругими. В распахнутой двери показались фигуры фашистов.
— Рус, сдавайсь!
И здесь произошло неожиданное. Вместо того чтобы поднять руки, моряк швырнул вниз ненужную винтовку. Лицо его было решительным и суровым. Придерживая раненую руку, он перемахнул через чугунные перила и бросился туда, где чернели огромные валуны.
В октябре 1944 года остров Хийумаа был освобожден. При отступлении немцы не успели взорвать башню маяка, но расстреляли фонарное сооружение и светооптический аппарат. В 1951 году на маяке установили новое фонарное сооружение и современный светооптический аппарат, а также капитально отремонтировали башню. В 1961 году на маяке был установлен автоматический дизельный электрогенератор, а в 1969-м подвели кабели от электросети (генератор был сохранён как резервный источник питания) и установили фонарь ЭМН-500. Последний прослужил вплоть до 1990 года, когда был заменён на светодиодный NL-300. В 1998 году был проведён капремонт маяка и заменена лантерна, причём старая сейчас стоит возле маяка.
Замена лантерны на маяке Тахкуна. Фотография 1998 года.
Внутри маяка сейчас находится музей, но экспозиция его с самим маяком никак не связана. На каждом этаже расположена некая кукольная инсталляция, местами жутковатая. Мне очень понравилось, а пятилетний сын испугался. Вообще, по совокупности внутри и снаружи, маяк Тахкуна понравился мне больше всех на Хийумаа.
Не накомментили ещё. Би зэ фёст!