История Кейла-Йоа (часть 2) - от мызы к замку

14 Апреля

Александр Христофорович Бенкендорф

Портрет А. Х. Бенкендорфа в мундире Лейб Гвардейского Жандармейского полуэскадрона
копия Егора Ботмана с картины Франца Крюгера

Граф Александр Христофорович Бенкендорф (Konstantin Alexander Karl Wilhelm Christoph von Benckendorff, 1783-1844) вошёл в историю в первую очередь как шеф корпуса жандармов и начальник Третьего отделения. В советское время историки заклеймили его сатрапом, активно пропагандировавшим цензуру, и гонителем Пушкина. Меж тем это был весьма образованный и разносторонний человек. Именно он и стал владельцем «Фалля» (нынешнего Кейла-Йоа) в 1827 году. Бенкендорф изначально планировал сделать тут родовое именье с огромным парком и для этого он позднее "докупил" соседние мызы - Меремыйза и Кяэсалу.

Развалины Меремыйза

Развалины Меремыйза
фрагмент литографии Ф. Гельхаара (T. Gehlhaar)
1830-е гг

Усадьба Меремыйза (Meremõisa, нем. Merremois) находится всего в полукилометре западнее «Фалля» на противоположном (левом) берегу реки Кегель (Кейла). Она была основана в 1582 году Гансом Вартманном (Hans Wartmann) и впоследствии несколько раз меняла хозяина. Осенью 1837 года она была куплена Бенкендорфом за 135000 рублей серебром, причём главное здание мызы (трёхэтажное каменное строение на крутом берегу реки, посмотреть на карте) было недостроено. Так как графа интересовала в первую очередь земля мызы, он не стал его достраивать. Впоследствии в воспоминаниях правнука Бенкендорфа, князя Сергея Михайловича Волконского это здание фигурирует как "живописная «руина»".
Мыза Кяэсалу (Käesalu, Кэзаль) впервые упоминается в середине XVII века. Она находится в трёх километрах южнее «Фалля» (посмотреть на карте). Граф купил её одновременно с Меремыйза за 125000 рублей серебром.

Проектирование ансамбля усадьбы было начато в 1827 году. Руководил им молодой архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, недавно окончивший петербургскую Академию Художеств. Его Бенкендорфу порекомендовал Огюст Монферран (Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand, 1786-1858), великий зодчий, построивший Исаакиевский собор. В тот момент Штакеншнейдер числился простым рисовальщиком чертежей, хотя и имел опыт работы архитектора. Усадьба шефа жандармов была его первым крупным архитекторским проектом. Работа эта была сложной по нескольким причинам. Во-первых, именно в этот момент в России происходит некоторая переоценка ценностей и на смену героическому началу приходит повышенное внимание к личности. В архитектуре это выразилось в переходе от ампира к готике и эклектике, от больших дворцов к малым, камерным постройкам, в которых преобладала тема семьи, добрых отношений, уюта и комфорта. Во-вторых, имение было для графа благоприобретенным, а не родовым и поэтому было совершенно необходимо, чтобы оно полностью показывало историю рода Бенкендорфов и историю жизни семьи. Он поручил архитектору возвести некую "театрализованную усадебную среду". Место было выбрано на высоком берегу реки Кегель чуть ниже водопада. Во избежание дальнейшего оползания, берег был укреплён каменными плитами.

Андрей Иванович Штакеншнейдер

Андрей Иванович Штакеншнейдер

Для усадьбы был выбран неоготический (так же называемый новоготическим или байроновским) стиль, являющийся достаточно вольной вариацией на тему средневековья со всеми его атрибутами (расцвет христианства, рыцарские турниры и т.п.). Все строительные работы проводились с 1828 по 1831 года и в декабре 1831 года, по их завершении, замок был застрахован.

Главное здание «Фалля» было сделано ассиметричным, со стрельчатыми окнами и без каких-либо тяжелых внутренних опор. Внешний вид здания был уникальным и запоминающимся в первую очередь из-за восьмигранной, увенчанной зубцами башни. Она поднималась вверх на двадцать метров и служила опорой портику. Над башней развевался флаг с гербом Бенкендорфов – три красные розы на голубом с золотом поле и девизом "Perseverance" ("Настойчивость", а не "Постоянство", как указано в большинстве источников). Замок был выстроен из местного белого камня, выкрашен в розовый цвет с белыми полосами по краям. Западную сторону здания (со стороны реки) окаймляла большая терраса, расположившаяся на широком крыльце и украшенная беломраморными львами и вазонами с цветами. Согласно некоторым описаниям, она была закрыта от непогоды стеклом и чугунными решётками, но ни одно изображение замка этого не подтверждает. Русский учёный Степан Семенович Джунковский, посетив «Фалль», отметил в своей книге "Поездка в Ревель и Гельсингфорс в 1839 году", что "...западный фасад замка похож своими готическими рамами, ступенями и расположением цветов на одну из сторон Александрийского Дворца в Петергофе".

Замок «Фалль»

W. S. Stavenhagen
1866 - 1867 гг, гравюра на металле

С восточной стороны здания было 2 входа: господский (справа) и для слуг (слева). По центру висел полутораметровый термометр, а по бокам каждого из входов - щиты с гербами. Вокруг дома разбивались клумбы с георгинами, розами, резедой. В центре самой большой клумбы была поставлена статуя Венеры работы знаменитого итальянского ваятеля Антонио Кановы.

Внутри замок «Фалль» был небольшой, но уютный и комфортный. Вошедшего через господскую дверь встречала маленькая в одно окно передняя. Далее шла, так называемая «вазная комната» в три окна. Свое название она получила из-за стоявшей там огромной, весом 42 кг, яшмовой вазы, занимавшей весь центр комнаты. Ваза эта - плоская, на длинной массивной подставке, вышиною в человеческий рост и очень напоминает такую же вазу из темно-серого мрамора в одной из малых зал Императорского Эрмитажа. Эту вазу Бенкендорфу подарил сам император Николай I в знак благодарности за то, что тот спас её во время пожара в Зимнем дворце в 1837 году. Так же комната была украшена фамильными портретами и имела выход в парк (с северной стороны).

Яшмовая ваза из «вазной комнаты» замка

Яшмовая ваза из «вазной комнаты» замка

Из «вазной комнаты» можно было попасть либо в столовую (налево), либо в музыкальный салон (прямо). Стены столовой были отделаны ценными гобеленовыми обоями, а входную дверь отгораживала гобеленовая ширма. Окна столовой выходили на клумбу с Венерой. Вдоль стен стояли массивные буфеты со старинной посудой севрского и саксонского фарфора и фамильным серебром. Была там одна совершенно выдающаяся реликвия – маленькая чашечка с блюдцем "по темно-зеленому фону желтое плетение с цветами" - подарок королевы Франции Марии-Антуанетты матери Бенкендорфа. Последняя сопровождала великокняжескую чету (Павла Петровича (будущего российского императора Павла I) и Марию Федоровну) во время их известного заграничного путешествия 1781-1782 годов. Однажды, в Версале на приеме у Людовика XVI у Анны-Юлианы Бенкендорф сильно разболелась голова и королева прислала горячего шоколада с просьбой сохранить чашечку на память.

Музыкальный салон был центром дома во всех смыслах. Здесь висели портреты хозяев замка – графа и графини Бенкендорф, стояли их бюсты из белого мрамора. Тут же стояло фортепиано "с двойной репетицией" фирмы «Эрар» - главная музыкальная достопримечательность замка. В эркере располагалась «колонная комната». Слева от салона находилась длинная гостиная, всеми своими окнами выходившая на терассу. Стены её были увешаны большим количеством картин, среди которых были «Вид Тифлиса» и «Караван-сарай в Тифлисе» братьев Чернецовых, «Девушка с тамбурином» и «Портрет наследника Александра Николаевича в кавалергардском мундире» А. В. Тыранова, «Вид Московского Кремля. 1815 г.», «Вид Петербурга от Горного корпуса», «Вид города Смирны» и «Вид Иерусалима» М. Н. Воробьева. Дверь из гостиной вела к "винтовой деревянной лестнице", по которой можно было подняться на второй этаж. Пользовались ею только господа, так как у прислуги была своя лестница сразу возле служебного входа (сохранившаяся и по сей день).

Сразу за винтовой лестницей находился маленький кабинет хозяина (в советское время там был промтоварный магазин «Военторг»). Это было единственное помещение во всём замке, заставлявшее его обитателей испытывать благоговение своей строгостью. "В Фалльском замке, таком светлом, приветливом, есть одна комната, в которую мы, дети, входили с некоторым страхом, - мрачная, молчаливая, в которой никогда никто не сидел, - вспоминал князь Сергей Михайлович Волконский, - это был кабинет моего прадеда Бенкендорфа... В этой комнате все вещи как-то особенно молчали. Там пахло стариной, большей давностью, чем в остальном доме; там всегда хотелось спросить кого-то: «можно?» А между тем там никогда никого не было".

Вдоль стен кабинета располагались высокие шкафы с книгами, планами, чертежами, здесь же были разложены медали в память Отечественной войны 1812 г. работы Ф. П. Толстого. На стене висела акварель К. И. Кольмана «Восстание на Сенатской площади в Петербурге», мысленно возвращавшая Бенкендорфа к памятному ему событию. На стенке бюро были развешаны 53 медальона из слоновой кости, изображающие великих князей, царей и императоров от Рюрика до Павла I. На столе и на камине стояли бронзовые бюсты императоров Николая Павловича и Александра Павловича, родителей Бенкендорфа, маленькие модели пушек, памятники М. И. Кутузова и М. Б. Барклая-де-Толли. Так же на столе была пара реликвий, связанных с императором Александром I: частица от гроба императора, отделанная бронзой и увенчанная короной, служившая пресс-папье и увеличительное стекло Александра I в серебряной оправе. Из кабинета был выход на улицу. Наружная стена возле этой двери была украшена чугунным барельефом, изображающим взятие Амстердама с медали Ф. П. Толстого. Барельеф этот был подарен Бенкендорфу К. К. Сиверсом в 1833 году в 20-летний юбилей сражения. Так же из кабинета был вход в нижнюю башенную комнату, где хранилась коллекция оружия. Комната эта была маленькой и имела только один вход и одно окно, выходившее на терассу.

Барельеф

Барельеф

Позднее (приблизительно в 1880-х годах) слева от входа для слуг было пристроено небольшое прямоугольное деревянное помещение, выполнявшее роль кухни.

На втором этаже замка «Фалль», как раз над господским входом находилась «китайская комната». Тут же располагались «классная комната», спальни хозяина и двух младших князей, людские и туалет и ванная, выходившие окнами на клумбу. Над кабинетом Бенкендорфа была комната хозяйки с большим балконом и выходом к узенькой винтовой лестнице, ведущей в верхнюю комнату башни. Из последней можно было попасть на чётвёртый этаж башни (комната с тремя круглыми окнами), а оттуда - на смотровую площадку на верхушке башни. Со смотровой открывался прекрасный вид на парк, а через просеку виднелось море. Вдали виднелся Ревель с его шпилями.

Вот как описывал общее убранство замка адъютант начальника штаба корпуса жандармов и писатель Владимир Андреевич Владиславлев:

В замке нет ни позолоты, ни ярких красок. Кроме одной Китайской комнаты, все покои убраны готической мебелью от Гамбса, ничто особенно не бросается в глаза, от того, что всякая мебель, всякое украшение равно прекрасны. Это поражающее согласие в убранстве оставляет необыкновенную прелесть.

...

Из картин в особенности замечательны: Воробьева – виды Московского Кремля, С.Петербурга от Горного корпуса, г. Смирны, алтаря Св. Храма в Иерусалиме, Иерусалима; Чернецова – вид Тифлиса, базар в Тифлисе, копия Поль-Поттеровой коровы; Каналета (копии) – виды Венеции, развалины Сицилии и Рима, бракосочетание венецианского дожа с Адриатическим морем; Егорова – мальчики, играющие с сатиром; Кипренского – портреты трех дочерей графа А. Х. Бенкендорфа, писанные в их малолетстве; Венецианова – несколько прекрасных, верных картин из быта русского крестьянина; Басина – лошадь, испуганная громом; Тыранова – портрет Государя Наследника в кавалергардском мундире, и девушка с тамбурином, восхищавшая на последней Выставке всех любителей живописи.

В паре десятков метров севернее замка расположился «церковный дом». Это было двухэтажное здание с колокольней и стеклянным куполом (фонарём). На первом этаже была устроена православная церковь во имя Св. Захария и Елизаветы, антиминс был освящен в 1844 году. В церкви находился образ работы Майкова, изображающий Рождество Спасителя, а так же образ Божией Матери, вывезенный из Константинополя. Вход в неё, как и положено по канонам, находился с западной стороны. Второй вход, с южной стороны, вёл в удобные, уютные и изящно обставленные гостевые комнаты на втором этаже. Так же с северной стороны «церковного дома» была устроена восьмигранная водонапорная башня, очень похожая на башню на замке. В полусотне метров западнее «церковного дома» находился небольшой ледник.

С другой (южной) стороны замка находились хозяйственные постройки: в двадцати метрах простое на вид, но достаточно большое двухэтажное здание, где проживала прислуга, чуть далее располагалась кухня, украшенная изящной башенкой, затем мельница и пивоварня в духе крестьянских хижин. За ними в маленьком готическом домике размещался трактир «Село Сосновка», созданный специально для путешественников. Его название было дано в память родового имения Бенкендорфа в Тамбовской губернии. Наряду с другими яствами, клиентов потчевали лососем и сёмгой, выловленных тут же в реке. Кстати, «Фалль» уже с XVI века был известен в Эстляндии как крупный постовщик рыбы. По приказу Бенкендорфа на реке были сооружены запруды, где разводили сёмгу и лосося. Рыбы вылавливалось так много, что её возили в Ревель на продажу, выручая ежегодно до 400 рублей. Замыкала этот ряд зданий причудливого вида кузница с нижнебойным водяным колесом, снабжавшим водой парковые фонтанчики.

Вид на водопад

Вид на водопад
Х. Петерсен (H. L. Petersen), Й. Швабе (J. Schwabe)
1861 г, раскрашенная литография

Со стороны луга и Венеры была привратницкая (там находился въезд на территорию усадьбы), а по бокам от неё скотный двор и конюшня, обнесённые каменной стеной и стилизованные под средневековый замок с башенками по углам.

Чуть севернее располагались две оранжереи. В одной росли цветы для украшения замка и церкви, в другой различные тропические фрукты. Перед оранжереями своеобразный атракцион – большие русские качели. Здесь же, неподалеку, был мостик наподобие Царскосельской «трясучки» архитектора Стасова - "...едва только вступит на него незнакомый с его устройством путник, как этот висячий механизм начинает колебаться..."

Вид на замок «Фалль»

Вид на замок «Фалль»
фрагмент литографии Ф. Гельхаара (T. Gehlhaar)
1830-е гг

На другом берегу реки Кегель примерно напротив замка располагались две «русские деревенские избы», построенные в 1836 году. По сохранившимся описаниям и немногочисленным гравюрам можно предположить, что эти избы являлись копией известного Сельского Никольского домика, возведенного Штакеншнейдером в 1835 году в Петергофе. Первая изба называлась «Пономарёвской», так как была подарком известного купца-мецената П. И. Пономарёва, находившегося в дружеских отношениях с Бенкендорфом. На первом этаже располагалась одна большая комната: белые скамьи по стенам, в углу киот с образами, полка для посуды, высокая кровать с занавесками. На втором этаже была устроена "уборная: там перед туалетом стоят креслы со спинкою из одного цельного оленьего рога". Эта изба либо сдавалась в наём как дача, либо использовалась как гостевой домик.

«Пономарёвский дом»

«Пономарёвский дом»
фрагмент литографии Ф. Гельхаара (T. Gehlhaar)
1830-е гг

Во второй избе располагалась купальня. Большая ванна занимала почти все пространство комнаты, стены которой были украшены зеркалами, а печка выложена изразцами с видами Фалля. Ещё одна дощатая "крестьянская постройка" была возведена на берегу моря и называлась «рыбацкий домик».
Кроме того, полторы версты не доезжая до «Фалля», по ревельской дороге, до самого недавнего времени стоял маленький красный готический домик, в котором курьеры переодевали дорожный костюм, прежде чем являться графу.

Почти все строения усадьбы были построены в период с 1831 по 1833 годы. Работа Штакеншнейдера настолько понравилась Бенкендорфу, что он порекомендовал его императору, а результате чего карьера архитектора стремительно взмыла ввысь. Позднее Штакеншнейдером были спроектированы и построены такие известные сооружения, как Мариинский дворец, Николаевский дворец и Ново-Михайловский дворец в Санкт-Петербурге, большое количество строений в Петергофе, дворец Ахиллеса Алфераки в Таганроге.

Впрочем, главным украшением усадьбы всё же был парк. Он был красив и уникален. Мосты, беседки, "именные" чугунные скамейки - всё это было в парке. "Блестящий алмаз, лежавший в своей грубой, первобытной коре, – писал, уже упоминавшийся выше, В. А. Владиславлев о «Фалле», – сделался предметом любопытства многочисленных путешественников и самоцветным камнем Эстонии в блестящей оправе. Известнейшие люди того времени, включая самого императора Николая I, почтили своим визитом усадьбу в Кейла-Йоа. Большинство достопримечательностей парка связано с этими гостями. Впрочем, это уже тема следующей части "Истории Кейла-Йоа".

Особая благодарность Алексею Крайковскому, без которого этой статьи возможно не было бы.

Знатно накомментили:

Михаил
2017-04-18 19:22:15
"Усадьба Меремыйза (Meremõisa, нем. Merremois) находится всего в полукилометре западнее «Фалля» на противоположном (правом) берегу реки Кегель (Кейла)." - Берега определяются по течению реки, а не против - поэтому Усадьба Меремыйза на левом берегу реки.

Владимир Самойленко М
2014-01-04 19:23:10
В Третьяковской галерее (инж. корп.) представлена выставка Русс. и голл. живопись пер- вой половины XIX века. Выставка превосходная. В зале на 3-ем этаже - карт. Вид на Мызе Фалль.. Рядом на стене цветной баннер (3 на 5 метров) с фото картины. Замысел хороший - интригует. А как это чудо природы выглядит сейчас? Вот бы фото! Это бы заставляло нас, людей, беречь природу, её прекрасные композиции.
К примеру восхитился карт. Вид каскада и храма Сибиллы в Тиволи. В интернете нашёл современное фото этого места. Часть водопада в трубе, храм - развалины.
Вспомнились слова из туристской песни: а не бережём уж это точно.
В заключение - Спасибо за статьи и фото.
Николай
2015-03-18 09:11:48
Так выглядит сегодня : http://www.schlossfall.com
Lentyay
2014-01-04 20:11:29
Там сейчас идут реставрационные работы. Вот фотографии июня 2013: http://www.newkamikaze.com/gallery/20

Оставить комментарий

Цитировать
в комментарии